Система изменения фаз газораспределения регулирует параметры открытия клапанов в соответствии со скоростью вращения и нагрузкой на двигатель. Благодаря этому достигается более эффективное использование мощности двигателя, снижается расход топлива, снижается загрязненность выхлопа.
Гидравлические или электрические приводы изменяют положение распредвалов, управляющих впускными и выпускными клапанами, и таким образом в зависимости от оборотов смещают фазы газораспределения, то есть, проще говоря, момент открытия клапанов. Это увеличивает крутящий момент на низких оборотах и мощность на высоких, при этом снижаются расход топлива и токсичность отработавших газов. Часто с системой, сдвигающей фазы газораспределения, соседствует еще одна, которая регулирует высоту подъема клапанов и тем самым дозирует поступление воздуха (или смеси) в цилиндры. Иногда ей присваивают собственное название, но часто аббревиатура или название у этих устройств единое.
- VVT (Variable Valve Timing) - это простое и наиболее точное обозначение встречается у многих моделей концерна GM (среди них Chevrolet и Cadillac). Приводами, смещающими фазы газораспределения, оснащены впускные и выпускные распредвалы.
- WT-i (Variable Valve Timing with intelligence) - чтобы расставить точки над i, Toyota добавила в обозначение одну маленькую букву. Помимо распространенной схемы, где распредвалы вращает гидравлика, на некоторых люксовых модификациях Lexus применяют усовершенствованную WT-iE с электроприводом для впускных клапанов.
- VANOS - впервые это оригинальное название появилось у BMW в 1992 году. Оно родилось от словосочетания variable Nockenwellensteuerung (дословно - переменное управление распределительными валами). Если смещают фазы и на впуске, и на выпуске, получается Double VANOS. Другая система, получившая название Valvetronic, с помощью шагового двигателя, дополнительного эксцентрикового вала, рычагов и коромысел задает нужную степень подъема впускным клапанам.
- MIVEC (Mitsubishi Innovative Valve timing Electronic Control) - фирменная система Mitsubishi, увидевшая свет еще в начале 1990-х. От простого устройства, поворачивающего распредвал впускных клапанов, она эволюционировала до сложной системы, изменяющей не только фазы, но и высоту подъема каждого клапана.
- Под аббревиатурой VTEC (Variable valve Timing and lift Electronic Control) скрывается известная система Honda, задающая нужный ход и момент открытия впускных и выпускных клапанов. Более совершенная конструкция - i-VTEC (приставка / означает intelligent - «интеллектуальный» в переводе с английского) умеет вдобавок плавно смещать фазы на впускном распредвале.
- В Subaru под стать характеру выпускаемых автомобилей систему регулировки фаз газораспределения назвали «активным контролем над клапанами»: AVCS (Active Valve Control System). А схему с двумя «поворачивающимися» валами логично окрестили Dual AVCS.
- VarioCam (Variable Camshaft, то есть регулируемый распредвал) сдвигает фазы газораспределения на моторах Porsche. Приставка plus говорит о расширении возможностей - дополнительно изменяется высота подъема впускных клапанов. Естественно, впервые VarioCam plus примерил «центровой» из Штутгарта - Porsche 911.
- C-VTC (Continuous Valve Timing Control) управляет фазами на двигателях Nissan. Дорогие модели - вроде Infinity С37 или Nissan GT-R - имеют в списке еще и систему VVEL (Variable Valve Event and Lift), изменяющую ход клапанов.
- В паре с безымянной системой, вращающей распредвалы, на моторах Audi работает AVS (Audi Valvelift System). Она ступенчато изменяет высоту подъема клапанов.
Схема работы системы AVS (Audi Valvelift System):
На низких оборотах двигателя срабатывает первый привод (слева), что обеспечивает малую высоту подъема клапанов
На высоких оборотах двигателя срабатывает второй привод, в результате чего высота подъема клапанов возрастает. Применение данной системы на двигателях Audi позволяет сэкономить около 10% топлива.
По материалам: За рулем